09:08, 02 марта 2016

Железные птицы высокого полета: ТОП-5 лучших истребителей мира

Автор: Денис Борисов
Железные птицы высокого полета: ТОП-5 лучших истребителей мира

Фото: shutterstock

ОХРАНА.ru предлагает обзор самых быстрых, опасных и грозных военных самолетов, состоящих сегодня на вооружении разных стран мира. "Истребительный потенциал" номинантов на места в ТОП-5 с доскональным знанием дела комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Chengdu J-10  (Китай): без России не летит

J-10-zheleznye-ptitsy-vysokogo-poleta-top-5-luchshih-istrebitelej-mira

Экономическое чудо Поднебесной последних десятилетий автоматически привело китайский авиапром к необходимости создания собственного военного самолета. То, что в итоге получилось, вряд ли можно назвать лучшим в мире образцом, но J-10 вполне котируется  как машина на стыке четвертого и пятого поколений истребителей, а главное – имеет возможности для модификации. Кроме того, даже уникальный внешний облик китайского самолета указывает на то, что на этот раз бренд "Made in China" хотя бы  частично соответствует значению выражения.

"Дельта-утка без хвоста" – так называют общую компоновочную схему J-10. Она в сочетании с перенесенным в переднюю часть крыла рулем позволяет машине увеличивать скорость реагирования и подъема. Если истребитель нужно направить вверх, такая компоновка поднимает нос, а не опускает хвост – отсюда и выигрыш в скорости.

Есть информация, что Китай создает истребитель пятого поколения – J-20, но о нем известно лишь, что он будет похож на космический корабль и конструируется с использованием стелс-технологий.

 Дмитрий Литовкин:

"Что касается J-10, то тут сразу можно сказать, что он в какой-то мере копирует наш Миг-29. Известно, что в его разработке принимали участие российские специалисты. Кроме того, китайские самолеты оснащены турбореактивным двухконтурным двигателем АЛ-31Ф, производство Россия. Одно время китайцы даже предлагали выкупить у нас технологию производства двигателей, но наши на это не пошли. Так что, если вдруг мы перестаем поставлять эти двигатели Китаю, об их самолете говорить не приходится. Что касается китайского самолета пятого поколения, то они уже показывали его фотографии и даже засветили его на каком-то салоне. После этого, я говорил со специалистами "Сухого", они сказали, что по внешним наблюдениям, этот истребитель слишком утяжелен".

Rafale (Франция): хрупкий, как стекло

рафаль-zheleznye-ptitsy-vysokogo-poleta-top-5-luchshih-istrebitelej-mira

Rafale – "птичка" универсальная и многофункциональная, изначально задумывался как машина для воздушных и морских сил Франции одновременно. Этот истребитель умеет поражать противника на море и земле, обеспечивает превосходство в воздухе, служит исполнению задач ПВО, может наносить высокоточные удары. Он способен взлететь и сесть всего на 400 метров полосы. Пилот управляет огнем посредством шлема, который оборудован дисплеем и прицелом.

У этого самолета есть несколько разновидностей – B, C, F1 для флота, он пройдет модернизацию. Известно, что в начале 2000-х французские власти выделили более 3,1 млрд. евро на создание модификации Rafale F3, который был сертифицирован в 2008 году. Шесть истребителей этого типа сегодня размещены в Таджикистане по требованию  НАТО. В 2012 году Франция выиграла тендер на поставку в Индию 127 самолетов.

 Дмитрий Литовкин:

"Это один из самых совершенных самолетов в мире. На нем стоит новейшая фазированная антенна-решетка, позволяющая моментально производить сканирование пространства. Но,  как  и вся французская техника, этот самолет очень хрупкий. Очень дорогой и очень хрупкий. Его техническое обслуживание стоит огромных денег, поэтому это мелкосерийная машина – выпускают их немного. То есть французы сделали совершенную модель, но главный ее недостаток – цена и ломкость".

Typhoon (Германия): ...главное маневры!

Тайфн-zheleznye-ptitsy-vysokogo-poleta-top-5-luchshih-istrebitelej-mira

Работы по созданию "Тайфуна" немцы начали еще в 1979 году. Сейчас это двухдвигательный истребитель четвертого поколения, но уже существуют  его модификации 4+ 4++. Вступая в противоречие с поэтическим названием, самолет похож на утку и имеет треугольные крылья.

В чем сила Typhoon? Пожалуй, на сегодня это самая маневренная машина в небе, даже при заходе на атаку под предельным углом. Хотя не будем забывать о том, что может вытворять над облаками Су-35С.

Кроме того, не особо афишируя этот факт, немецкие конструкторы использовали стелс-технологии в создании этого образца: передняя кромка оперения на носу истребителя сделана из спецматериалов,  поглощающих радиоволны. До 70% использованных материалов составляют углеродные композиты, а так же титан и алюминиево-литийный сплав, рассеивающие радиоизлучение. То есть грозный "Тайфун" может вдруг превратиться в невидимку для вражеских радаров.

Дмитрий Литовкин:

"Мало, что можно сказать про этот образец – он представитель предыдущего, четвертого поколения машин. Вспоминается мне только информация, что каждый четвертый немецкий самолет не боеготов. Вот и все. Что касается стелс-технологий – это ведь применение композитных материалов из углепластика и, в  том числе, краски. То есть можно покрасить ей самолет 40-х годов и сказать, что вот - Стелс. Если метафорично сравнивать, то F-22 и Т-50 на радарах выглядят, как теннисный мяч, а вся остальная техника – как баскетбольный".

Raptor F-22 (США): реклама - двигатель торговли

zheleznye-ptitsy-vysokogo-poleta-top-5-luchshih-istrebitelej-mira-рапторй

Американцы – сущие дети рекламы, это известно давно. Но такой дорогой "игрушки", выпущенной на деньги налогоплательщиков в истории Штатов еще не было – создание якобы самого лучшего истребителя в мире обошлось американцам в 70 млрд. долларов  на 187 выпущенных машин! Один самолет буквально шел "на вес золота": 19,7 тонн чистого драгметалла стоили 350 млн. долларов, как ровно 19,7  тонн пустого "Раптора".

При этом все хваленные характеристики "динозавра" – единственного военного самолета пятого поколения – пока лишь разрекламированный миф. Достаточно вспомнить, как некрасиво и обыденно разбилась легенда о  невидимом американском бомбардировщике Би-2 о старый советский радар, стоявший где-то в Югославии. "Невидимка" был моментально засечен списанной техникой времен СССР, как только попал в зону действия приборов. Поэтому становится понятно, что пока F-22 не принимал участия в реальных боях, все приставки "самый", "супер", "лучший", "экстра" – лишь рекламные штампы.

Несколько лет назад "Раптор" был снят с производства по многим причинам, в том числе из-за его рекордной дороговизны.

Дмитрий Литовкин:

"Ну,  это самый  дорогой самолет. Но есть еще одна причина снятия его с производства (выпустили 187 штук из 750 запланированных) – отсутствие достойного противника в небе. Что у F-22, что у нашего Т-50  нет конкурентов. Не смотря на все наши перемены в отношениях с США, мы остаемся партнерами. Крупномасштабного военного конфликта не рассматривается, поэтому накапливать такие самолеты в огромном количестве бессмысленно. Они существуют как демонстраторы технологических возможностей".

Су-35С – "русское НЛО"

су35-с-zheleznye-ptitsy-vysokogo-poleta-top-5-luchshih-istrebitelej-mira

Это единственный в мире самолет, которому можно присвоить уровень 4+++,  или определить его как истребитель 5-. По сути это "младший брат" перспективного образца пятого поколения Т-50, который "Сухой" обещает поставить на производство уже в следующем году. Многие системы и двигатели у них одинаковые.

Су-35С максимально маневренная машина, специалисты авиасалона в Ле Бурже прозвали его "русским НЛО" – то, что он вытворял в небе,  никаким "Рапторам" не снилось: взять хотя бы разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без снижения скорости и направления. "Сушка" не удовлетворяет лишь двум критериям для машин пятого поколения – малозаметности и эффективности РЛС. Но тот же "Раптор", например, обладающий отличной защитой от обнаружения и достаточно дальнобойными ракетами "воздух-воздух", практически "не умеет" работать по наземным целям. В то время, как 35-й способен уходить в сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме на расстояния, вдвое превышающие возможности "Рапторов".

Дмитрий Литовкин:

"Су-35С до того момента, пока мы не показали Т-50, на Западе назывался "российским истребителем пятого поколения. Можно сказать, что все, что будет испытано на Су, потом пойдет на ПАКФА. То есть Су-35С – это истребитель пятого поколения - "для бедных", потому что Т-50, вероятно, будет стоить сопоставимо с F-22. А все, кто хочет иметь боевую машину пятого поколения уже сейчас, должны покупать 35С".

Фото: mil.ru, arms-expo.ru

Комментарии (0)

Вход

Вход через социальные сети

Регистрируясь через социальные сети, вы даете согласие на получение рассылки портала.
Зарегистрироваться
Почта для запросов на удаление информации:
[email protected]

В хорошем качестве hd видео

Смотреть видео онлайн